Так как серия, посвященная PhotoShop, закончена (за исключением статей, которые иногда будут появляться и будут посвящены особенно интересным эффектам и ответам на вопросы читателей) и пришло время переходить к рассказам о новом графическом редакторе, то, желая смягчить данный переход, предлагаю вашему вниманию статью, которая будет одинаково полезна всем, кто работает с графикой, независимо от используемой программы и рода деятельности. Данная статья будет являться промежуточным звеном, соединяющим статьи, посвященные разным графическим пакетам. Такая тема была выбрана не случайно. Дело в том, что независимо от того, каким графическим редактором вы пользуетесь, а может, и вовсе рисуете картины руками при помощи кисточки, карандаша, угля, пастели либо любого другого инструмента, необходимо четко продумывать композицию, особенно если вы являетесь новичком в данной области. Композиция - это строение, соотношение составных частей какого-либо произведения. Этот термин общий для музыкальных произведений, художественных картин, архитектурных ансамблей и многого другого. Существуют целые книги, посвященные правильному составлению композиций, в художественных школах изучают такой предмет, однако большинство людей все же полагается не на правила, а на собственную интуицию. Несмотря на множество законов, многие люди обладают врожденной способностью создавать правильно построенные композиции, это чувство сродни интуиции (как, например, врожденная грамотность, бывает, человек не знает ни одного правила, но пишет абсолютно грамотно). Все, что написано в данной статье, кому-то может показаться абсолютно неправильным, однако все примеры основаны на классических законах, и, конечно, на моем личном, субъективном восприятии того либо иного аспекта построения композиции, цветовых соотношений, а также стилистики. При описании некоторых ошибок будет оговорен возможный подход к их исправлению. Так как я довольно долго описывала возможности PhotoShop, то, думаю, большинству читателей будет проще ориентироваться именно в этом графическом редакторе, поэтому все конкретные пути будут описаны для данной программы, хотя это не исключает исправление аналогичных ошибок в других графических пакетах. Все зависит от того, какой программой вы привыкли пользоваться и какую цель преследуете. Ошибки при фотомонтаже 1. Слишком большое количество объектов на работе. (Исключение составляют коллажи, цель которых соединить в одном рисунке множество объектов, создав впечатление полного хаоса. При создании изображений такого рода действуют несколько другие законы, в суть которых углубляться не будем, так как используются они крайне редко.) Многие даже профессиональные дизайнеры при создании монтажей, особенно рекламных, вставляют в них огромное количество разных предметов, видимо, в стремлении сделать свой труд более впечатляющим. Это самая большая ошибка. Объектов должно быть ровно столько, сколько минимум требуется, чтобы передать идею. Можно добавить несколько дополнительных, которые, однако, должны почти не акцентировать на себе внимание, а лишь придавать композиции законченный вид либо служить украшением вашего творения, а не отвлекающим фактором от основной идеи. Каждый лишний объект отвлекает зрителя от сути, в результате эффективность резко снижается. Профессионалам легче справляться с данной проблемой, так как у них уже есть достаточно опыта, а вот новичкам все же посоветовала бы не стараться слишком загромождать изображение. 2. Несоответствие фотомонтажа тому, что он символизирует (чаще всего рекламирует). Как-нибудь обратите внимание на то, что показано на рекламном монтаже. А потом посмотрите, к чему он привлекает внимание. Простой пример из телевизионной рекламы: сейчас один магазин города Минска проводит распродажу зимней обуви, и этому событию посвящен рекламный ролик, в котором, вместо ожидаемых сапог, житель нашего города, живущий явно не в Калифорнии, где зимой тепло, видит почему-то изящную женскую туфельку. Часто такие несоответствия встречаются на плакатах (реклама медикаментов - изображение цветов). Самое интересное, что такое положение, как несоответствие рекламируемого товара и изображения, встречается очень часто, несмотря на то, что рекламу создают в основном профессионалы, а не любители. Если вы будете заниматься этим, то сначала продумайте сюжет, а потом рисуйте, а не наоборот. 3. Неправильное использование тени. Если вы создаете работу, в которой есть освещение, то должна быть и тень от всех объектов. Посмотрите рисунок 1. Прямоугольник символизирует предмет, который находится на фотографии, эллипс - то, что мы монтируем в нее. На первом варианте видна самая распространенная ошибка при работе с тенью: от эллипса ее нет вообще, то есть художник просто забыл про нее. Второй вариант представляет другую плоскость неправильной работы - тени направлены в разные стороны. Эта ошибка часто встречается в таких работах, на которых источник света не ярко выражен, вследствие чего направление света и тени необходимо устанавливать по второстепенным деталям (в сложных фотомонтажах порой приходится обращать внимание на тень на складках одежды или на других мелких и на первый взгляд незначительных деталях). И только на третьем все сделано правильно, если не считать еще одного закона тени, который заключается в том, что в большинстве случаев тень несколько темнее объекта, по крайней мере на линии границы (так как распределение света, тени и полутени по предмету и по тени не одинаково, то говорить о том, что светлее, в целом, не приходится). 4. Жесткие края вставляемого объекта. Если вы хотите сделать достаточно правдоподобный монтаж, особенно если монтируется фигура человека, то просто копированием и вставкой вам не обойтись. Таких жестких контуров, которые получаются при вырезании предмета, в реальной жизни не бывает. Поэтому необходимо их немного смягчить, используя Blur (Размытие) или Feather (Оперение). Данная ошибка случается потому, что чаще всего мы сперва выделяем необходимый объект, а потом переносим его на новое изображение, однако линии, по которым данный объект выделен, чаще всего жесткие и не совсем четко определяют необходимый объект. Вообще, в связи со свойством светлых цветов как бы огибать более темные, расположенные рядом с ними, и базируется некоторая мягкость линий объектов. Данное правило можно проверить на простом примере: нарисуйте абсолютно одинаковые по толщине белые и черные полосы, расположив их горизонтально либо вертикально, - если у вас довольно хорошо развито чувство цвета и света, то уже сейчас вы заметите, что белые полосы кажутся несколько шире. Если увидеть данный эффект не удалось, то под черные полосы подложите серый круг и сравните переход черный-серый-черный и черный-белый-черный, на таком примере в данном явлении может убедиться практически каждый. Однако не стоит впадать в крайности и слишком сильно размывать края предметов, так как естественности вы не добьетесь, а наоборот, создастся впечатление халтуры во время выделения переносимого объекта. 5. Неправильный фокус. Возьмите любую фотографию человека в полный рост. Обратите внимание, что на ней четко отображен только первый план, задний как бы немного размыт. Это свойство любой фотографии. Поэтому если в ваши планы входит вмонтировать фигуру человека в другое изображение, на котором отображен, к примеру, лес, то так просто это не получится. Дело в том, что на фотографии, с которой вы скопировали человека, в фокусе находился он. А на пейзажной фотографии в фокусе находится лес. Разумеется, прямой монтаж будет нереалистичен. Исправляется эта проблема при помощи стандартных средств размытия, имеющихся в PhotoShop, или фильтра Blurrrr из набора KPT 5. Обратите внимание на такую деталь, как место расположение человека. Если вы ставите его вдаль, то фокусировка может быть как на нем, так и на той части леса, которая расположена ближе к смотрящему. В первом случае необходимо оставить довольно четкими деревья, находящиеся рядом с человеком, а размыть те, что расположены за и перед ним (хорошего результата можно добиться, настраивая все параметры на глаз). Во втором случае все несколько проще, так как четкими оставляются только деревья на первом плане, а все, что расположено дальше, в том числе и человек, размывается, причем, чем ближе к смотрящему находится объект, тем менее он размыт. Если реалистичность создаваемого изображения не столь важна, но необходимо подчеркнуть передний план, то с размытием можно немного переусердствовать, что при аккуратной работе отразится позитивно на конечном результате, хотя и не создаст впечатление реальности. 6. Чрезмерное применение средств имитации объема. В PhotoShop 6.0 имеется мощнейший инструментарий для создания псевдообъемов. Но пользоваться им надо с умом, не стараясь применить ко всему, чему только можно, так как композиция, переполненная предметами, плоха, но переполненная объемными фигурами - еще хуже. В силу своего более тяжелого построения, сложных светотеневых переходов такие изображения требуют большей концентрации внимания именно на данных предметах, если же таких предметов много и они разбросаны по всему изображению, то глаза довольно быстро устают; хотя данный пункт нельзя назвать однозначным, так как при умелом применении трехмерных изображений рисунок чаще все-таки приобретает положительные стороны. Тут следует полагаться исключительно на свой собственный вкус, если вы ему, конечно, доверяете. 7. Монтаж изображения лица одного человека на тело другого. Одно из самых распространенных применений PhotoShop 6.0 в области фотомонтажа. Ошибки, как правило, следующие: несоблюдение пропорций и несовпадение цветов кожи разных частей тела. Чтобы не допускать их, просто будьте внимательны при работе. Особенно учитывайте, что размер вставляемого фрагмента легко подкорректировать при помощи инструмента Free Transform (Свободное трансформирование), а цвет лица можно изменить, применив одну из функций настройки цвета. Следует обращать внимание на детали одежды, общий стиль изображения (не думаю, что телу, подготовленному к космическому полету, подойдет изящная женская головка в огромном напудренном парике 17 или 18 века). Если кратко, то следите за деталями. 8. Разная перспектива у разных объектов. Примерно та же ситуация, что и при создании тени. У предметов, на которые направлен один взгляд, разной перспективы быть не может. Если не вдаваться в нюансы построения изображения, то кратко законы перспективы можно сформулировать так. На любом изображении существует три точки схода. Одна находится слева, другая - справа, а третья - непосредственно на самом изображении. Все три точки находятся на уровне глаз смотрящего, и в этих точках пересекаются все основные линии данного изображения. В период северного возрождения некоторые художники вбивали три гвоздя на мольберте, причем один - в сам холст, привязывали к ним по нитке и, натягивая ее, строили объекты. Ярким примером является шахматный пол (то есть, если продлить линии клеточек на полу дальше за пределы картины, то они пересекутся в одной точке, там же, где и линии от окна к мебели и др.). Работая с фотомонтажом, конечно, не стоит столь точно выстраивать изображение, но все же обращайте внимание, так как именно эта ошибка сразу бросается в глаза, хотя многие и не могут ее объяснить. 9. Ошибки при работе со шрифтами. Данный раздел статьи будет полезен в основном тем, кто занимается рекламой, объявлениями или собирается заняться таким видом деятельности, так как в основном именно в этой области и применяются различные надписи, и именно здесь они должны сочетать в себе максимум информативности и красоты. Первое необходимо для того, чтобы передать суть создаваемого проекта, второе - для привлечения и удерживания внимания зрителя, что тоже играет не последнюю роль. Итак, перейдем непосредственно к ошибкам. 1. Первое условие при создании любой надписи - она должна в итоге быть читаемой, то есть доносить до зрителя необходимую информацию. Действительно, ведь если вы видите какое-либо интересующее вас объявление, но никак не можете прочитать, что же там конкретно написано, а бывает среди загогулин и прочей мишуры цифры и буквы становятся настолько похожими друг на друга, что их тяжело не перепутать друг с другом - в таком случае навряд ли вам захочется долго вылавливать суть в этом непонятном переплетении линий. То есть, даже самый красивый, яркий и завораживающий, но тяжело читаемый шрифт плох. Поэтому стараясь сделать впечатляюще, старайтесь совместить это прежде всего читаемостью. 2. Шрифты также бывают подходящие и не подходящие к случаю. Массивные прямые буквы идеально подойдут для описания чего-нибудь серьезного, даже пафосного. Легкие шрифты навевают такое же настроение. Достаточно часто можно видеть работы, на которых этот банальный принцип не учтен. Яркий пример можно видеть на рис. 2. Подобную надпись в приглашении на экологическую конференцию я видела несколько лет назад. Как вы можете сами видеть, в интерпретации данной надписи глобальные проблемы выглядят чем-то забавным и не требующим особого внимания. Причем это положение одинаково относится как к стилевой составляющей, так и к цветовой. Только представьте себе, что будет, если к таким легким воздушным шрифтам, как на приведенном примере, добавить еще радужную игру цвета (еще хуже цветочки, бантики и прочее). 3. Тень от текста - это очень хороший эффект. Однако не старайтесь использовать его на мелких шрифтах, так как это очень ухудшает читаемость, что приводит к ошибке номер один при работе с текстом. Не советую использовать данный эффект, если за буквами расположены какие-либо объекты, так как с их искривлением, перегибом плоскостей и прочими нюансами их строения тень так же должна искажаться, что достаточно тяжело создать, используя стандартные инструменты. Профессионалы, которые давно работают с графическими редакторами, без труда преодолеют эту трудность, совместив действие нескольких инструментов редактирования либо создав необходимую тень при помощи инструментов рисования, а вот новичкам следует быть несколько осторожнее. 4. На одной работе не должно быть очень много шрифтов разных стилей. Это, как правило, раздражает зрителей. Любая стилистическая невыдержанность произведения действует отрицательно на смотрящего. Если же эти нарушения связаны с надписями, то практически любой человек, который даже не обладает тонким чувством стиля, почувствует дискомфорт, что отрицательно отразится на любом изображении. Гораздо лучше применить один-два вида шрифтов, но использовать буквы разных размеров либо цветов (однако тут тоже необходимо быть осторожными, чтобы не запутаться в огромном количестве цветов и оттенков и, как следствие, не создать аляповатое изображение). 5. Не старайтесь все буквы сделать объемными. Чем меньше этого эффекта, тем больше шансов, что ваша работа получится удачной. Лучше всего создать одну, ключевую надпись или слово уникальным, а все остальное выполнить обычным текстом. В таком случае основная информация сразу будет бросаться в глаза, а второстепенная не станет раздражать зрителя. Что же касается объема, то вы можете подняться глазами на несколько пунктов выше, где более подробно рассказывается о вреде применения большого количества объемных предметов на изображении. Все то, что об этом было сказано раньше, в равной степени относится и к шрифтам. 6. Поменьше пользуйтесь так называемым пляшущим или разноуровневым текстом. Для того, кто не знает, что это такое, создан рис.3. Конечно, этот эффект многим нравится, но подавляющему числу людей как раз-таки наоборот (по данным журнала "Imagine" 92(!) процента опрошенных сказали, что такой стиль текста их раздражает). Многое, конечно, зависит от контекста, но все же будьте осторожны и, решив применить данный эффект, не старайтесь писать все таким шрифтом, лучше выделите им основные моменты. Ошибки в цветах Данные ошибки часто встречаются не только в работах, созданных при помощи графических редакторов, но и в тех, которые рисовались руками, так что это одни из самых распространенных недочетов. Именно цвета из обычного черно-белого наброска могут создать красивое выразительное (в той либо иной степени, в зависимости от необходимости) изображение либо превратить его в аляповатую или бледную иллюстрацию, что одинаково плохо. Чтобы этого избежать, обратите внимание на основные ошибки и старайтесь не допускать их. 1. Плохая контрастность оттенков. Если фрагменты изображения должны смотреться именно как отдельные элементы, то сочетаний вроде "светло-желтый на ярко-желтом" стоит избегать. Во-первых, при таком сочетании оттенков теряется информативная составляющая, в силу своей не видимости при невнимательном рассмотрении, во-вторых, большинство людей не склонно разгадывать такого рода загадки, как поиск белого рисунка на белом полотне. 2. Невыразительное сочетание цветов. Этот пункт скорее является уточнением первого, но так как там речь шла об оттенках одного цвета, а тут о разных цветах, я решила подчеркнуть такую особенность, что цвета также бывают несовместимы. Яркий тому пример - это сочетание желтого и белого. 3. Не применяйте слишком большое количество цветов, если в этом нет необходимости. Как показывает практика, наиболее приятны зрению четырехцветные и дуатонные изображения. Чем больше цветов, особенно насыщенных и ярких, тем более раздражающе они действуют на психику человека, что негативно отражается на впечатлении от вашего изображения (хотя данный пункт больше относится к проектам, предназначенным для длительного просмотра, а не к рекламе, в которой главным является первое впечатление). 4. Сочетания цветов также бывают плохие. Правда, тут уже больше дело вкуса, но почти все люди плохо воспринимают рядом расположенные цвета с противоположных точек цветового круга. Самыми неприятными являются следующие цветовые сочетания: красный - зеленый, оранжевый - синий, желтый - фиолетовый. На этом сей маленький обзор закончен. Все ошибки описать невозможно, но если вы будете заниматься графикой практически, то скоро начнете чувствовать даже без понимания причин, что сделано хорошо, а что нет. У вас появится так называемая приобретенная интуиция, которая у некоторых людей врожденная, но просто находящаяся в "спячке" и ее необходимо разбудить. В любом случае все описанные здесь ошибки могут быть оспорены, ведь все дело в личном восприятии того или иного аспекта. Все вышеприведенные ошибки вызывают дискомфорт у большинства людей, хотя это не исключает то, что кому-то нравится сочетание контрастных цветов, пляшущих букв, многообъектные и запутанные композиции. При создании сугубо художественных произведений многое из того, что здесь было сказано, можно пропустить, так как все это скорее актуально для рекламы, плакатов, объявлений. |