Многие люди, только попав в среду дизайна, полагают, что смогут достичь успеха, если научатся делать качественный дизайн. При этом они забывают о главной стороне дизайнерской деятельности - необходимости дизайн продавать. Дизайнер - это профессия, а дизайн - это товар, который надо продать. И продают этот товар дизайнеры. Представляю нестройный хор голосов, протестующих против такой позиции; мол дизайнеры - творцы, а торгашеством должны заниматься агенты и sale-менеджеры. В корне не верная позиция и это поймет каждый кому приходилось сдавать работу руководителю проекта или показывать ее sale-менеджеру. Большинство sale-менеджеров заинтересовано только в одном - в продажах. Они сидят на процентах - это их хлеб и их масло. Поэтому они будут хотеть всего, чего захочет их клиент, лишь бы тот купил продукт. Им не до творчества и не до качества, у них одна цель - сделка. Только очень грамотные и дальновидные sale-менеджеры понимают, что продавать некачественные сайты в угоду клиентам не выгодно в долгосрочной перспективе. Только самые талантливые sale-менеджеры понимают, что каждый должен быть профессионалом в своем деле и доверяют дизайнерам. И лишь единицы из них придумывают систему аргументации под работу дизайнера, а не требуют дизайн, соответствующий их системе аргументации. Такие продавцы - подарок для дизайнера, а подарков не бывает много. Чаще дизайнеру приходится доказывать клиенту, своему директору и sale-менеджеру, что его дизайн хорош, и не надо на заглавной странице размещать всякую-батву-которую-клиент-захотел-увидеть. Так что действительно хороший дизайнер - это тот, кто умеет не только сделать качественный дизайн, но и аргументировать свой выбор. Иначе, невнятно пробормотав жалкие оправдания своей действительно качественной работы, дизайнер будет вынужден изуродовать ее в угоду директорско-клиентурной братии или же он просто лишится заказа, что еще хуже. Поэтому повторяю еще раз, дизайнер должен уметь продавать свой дизайн. Приведу Вам несколько приемов из своего опыта, как это можно сделать грамотно. Во-первых, терминология. Люди привыкли к тому, что математика, биология и физика - это сложно, потому что они угробили десять лет в школе, мучаясь над учебниками и домашними заданиями. Дизайну их в школе не учили, не ставили двойки за контрольные. Поэтому люди воспринимают дизайн как бытовую область знаний - там все просто. Вам надо прежде всего сломать этот устоявшийся стереотип. Не стесняйтесь пользоваться профессиональной терминологией в разговоре с клиентом (под клиентом понимается любой человек, которому Вы пытаетесь доказать преимущество Вашего дизайна). Используйте слова: Визуальный ряд, эргономичность, юзабилити, цветовой диссонанс, композиция, структурирование, концепция, цветоделение, гамма, контент, логические блоки, фреймы, текстуры, контрастные образы, метафора, пропускная способность, законы восприятия и т.д. и т.п. Вся эта терминологическая броня позволит Вам сломить сложившееся мнение о простоте дизайна. Клиент, как и любой нормальный человек, в жизни не слышал о законах восприятия; композиция для него - это то, что он так и не смог освоить в пятом классе на уроках рисования; а юзабилити для него вообще темный лес. Благодаря этому клиент впервые для себя откроет очевидные для Вас вещи, что дизайн имеет концепцию, цветовую формулу, логическую схему, свой ритм и насыщенность. Тогда и только тогда клиент поймет главное, что он ни черта не понимает в дизайне, что он не профессионал, который платит деньги профессионалам за грамотную работу, которую сам выполнить не способен. Однако нельзя и переусердствовать с умными словами, чтобы у клиента не сложилось мнение, что его тычут мордой в дерьмо и держат за дебила. В этом случае он может просто обидеться и уйти. Вы должны выглядеть умным и корректным. Это первый залог того, что клиент постесняется лезть к Вам со своими неграмотными советами. Просто вежливо и ненавязчиво дайте ему самому понять, что его советы неграмотны. Он это поймет и будет даже счастлив, что нашел такого профессионала и не зря тратит деньги. Второе правило общения с клиентом заключается в том, чтобы он увидел как Вы работаете. Покажите ему невзначай заготовку изображения в Photoshop или макет сайта в Dreamweaver. При этом постарайтесь, чтобы интерфейс выглядел максимально навороченным. Откройте побольше менюшек, даже если они и не нужны в принципе, - клиент все равно не поймет. Главное, чтобы он понял как кропотлива и сложна Ваша работа. Нужно чтобы клиент пришел к выводу, что он не только нашел нужного человека, но и не переплачивает ему. Поймите, что для клиента знания компьютера ограничивается MS Word и MS Exel. У большинства клиентов есть сознательное мнение, что компьютер - это очень сложно и , одновременно, бессознательная убежденность, что там нет ничего сложнее MS Word. Дайте понять клиенту, что Ваши программы по сложности отличаются от тех, в которых он работал, как истребитель отличается от воздушного змея. При этом не давайте ему засиживаться у монитора, а то еще чего доброго догадается, что имидж в некоторой части напускной. Пусть для него Ваш труд остается тайной за занавесом. Третье мое правило общения с клиентом касается подачи материала. Я не буду приводить Вам цифр, говорящих какое влияние оказывает упаковка на объемы продаж, я просто не владею такими данными. Но поверьте, это влияние огромно. Вспомните старую поговорку - "Встречают по одежке…". У покупателя складывается первое впечатление о товаре именно по внешнему виду. Это касается и дизайна. Как ни парадоксально это звучит, но дизайну, как и любому товару, нужна хорошая упаковка. Сохраните материал на дискете или CD. Подпишите цифровой носитель. При этом пусть там будет не только название, но и краткие тех. характеристики. Не поленитесь сделать качественные распечатки Вашего дизайна. Поместите их в красивую папку. Не бойтесь потратить лишнюю пару сотен на оформление своего товара. Но главное снабдите распечатки технической документацией: графики цветовых формул использованных при создании, схемы расположения элементов, логические взаимосвязи, описания композиции. Напечатайте текстовое сопровождение с объяснением своей работы. Сделайте все это и клиенту будет приятно. Он почувствует, что не зря потратил деньги. Вот такие советы, вынесенные из личного опыта. Надеюсь они будут Вам полезны. Ведь недостаточно делать хороший дизайн, чтобы стать хорошим дизайнером. Надо еще уметь убедить других в том, что Ваш дизайн хорош. Говоря убедить других, я не имею в виду коллег по цеху, ибо каким бы соловьем Вы не заливались, они все равно сделают собственные выводы. И это хорошо, должен же хоть кто-то давать здоровую и грамотную критику. |