Портал для веб-мастера

Инструменты для Бизнеса

Вход пользователей
Поиск статей
WoWeb.ru » Статьи » 3D Графика

И тогда Он решил создать человека...

Нет, уважаемые, речь в этой статье пойдет вовсе не о Библии, хотя определенные аналогии с ее содержанием все же провести можно. Не так давно, всего несколько номеров назад, мы с Вами уже создавали и небо и землю с помощью программ генерации ландшафтов "Terragen" и "AWB", а теперь, если следовать всем известному пути, пришло время для создания людей. Компьютерная техника, подгоняемая неуемным развитием игровой индустрии, не стоит на месте, и производители программного обеспечения для дизайнеров и художников пытаются не отстать от прогресса. Каждый день появляются программы, которые на все сто процентов используют новые возможности персоналок, а конечный результат становится все лучше и реалистичнее. Одно из таких приобретений уходящего года - программа для создания и анимации трехмерных человеческих фигур MetaCreations Poser 4.

Некогда над созданием этой программы хорошо поработали ребята из фирмы Fractal Design, которая через некоторое время влилась в MetaCreations. Еще с тех далеких, по компьютерным меркам, времен у программы остался замечательный дизайн и непередаваемое ощущение настоящего творческого действа, которое возникает при работе с любым продуктом от MetaCreations.

В Poser 4 Вы встретите всю мощь Poser 3 плюс новые возможности, такие как интуитивный интерфейс с просмотром в реальном времени, новые спецэффекты, более реалистичное освещение и создание теней, полная свобода текстурирования моделей и альтернативные способы рендеринга. Изменения, которые появились в четвертой версии, не столь радикальны, как в случае перехода от второй версии к третьей, но все же они достаточно значительны и существенно расширяют возможности приложения.

Вообще говоря, Poser 4 - это единственная на сегодняшнем рынке программа, которая ориентирована на работу с трехмерными фигурами людей, позволяет изменять их тип, позу, выражение лица, управлять параметрами камеры и освещения, а также создавать анимационные последовательности. Естественно, в 3D-редакторах профессиональный пользователь может смоделировать фигуру, наложить фотореалистичные текстуры, сделать анимацию. Но только Poser выполняет эти операции просто и не требует глубоких познаний в моделировании, позволяя буквально в считанные минуты создавать выразительные сцены, поскольку основан он на принципах анатомии.

Самое первое, что замечает пользователь, установив программу с CD-ROM, - внешние изменения в интерфейсе. Они коснулись работы со светом: вместо трех сфер, демонстрирующих, как будет освещен объект, теперь осталась одна. Это более удобно, так как нет необходимости постоянно пытаться представить, как же будут взаимодействовать источники света. Но и это еще не все. В новой версии появилась возможность создавать столько источников света, сколько необходимо, а также выбирать между двумя их типами - направленным (прожектором) и рассеянным. Упростилось и управление параметрами: интенсивность теперь устанавливается путем перемещения ползунка курсором мыши.

Следующее серьезное новшество - расширение спектра представлений объекта в процессе редактирования. Для точного позиционирования деталей пригодятся режимы отображения с наложенной сеткой. Когда компьютер недостаточно производительный, лучше выбрать простое затенение, владельцы техники помощнее предпочтут затенение со сглаживанием. Если Poser используется для создания фигур, которые потом будут служить в качестве заготовок для последующей обработки, пригодится мультипликационный стиль с линиями или без таковых. А из любого силуэта легко сделать маску. Кроме этого, Poser позволяет назначить различные стили отображения для документа, отдельной фигуры и ее элемента, что упрощает работу над сложными сценами: после выполнения позиционирования одной фигуры ей назначается менее ресурсоемкий стиль отображения.

При работе с программой становятся заметными и другие новшества. Вероятно, одно из самых главных - более высокое качество фигур. Если в Poser 3 взрослые уже не вызывали нареканий, то дети... В Poser 4 ситуация получше, хотя лица все еще нуждаются в доработке. Появилась качественная модель младенца, только мужского пола, а для "создания" девочки нужно отключить отображение "лишних деталей". Как и ранее, выбор фигуры производится из библиотеки, а начальное управление параметрами - из меню. К сожалению, в процессе эволюции пропала одна замечательная возможность, имевшаяся во второй версии, - управление массой тела. При выборе соответствующего значения из списка фигура масштабировалась по определенному алгоритму. Естественно, подобную операцию можно выполнить вручную, но теперь это отнимает много полезного рабочего времени.

Дальнейшее знакомство с библиотекой фигур доставит несколько приятных минут. Кроме стандартных, в комплект поставки входит еще несколько "характерных" фигур из различных этнических групп - европейцы, афро-американцы, арабы и пр., однако выглядят они достаточно стандартно. Если для реализации проекта требуется большая похожесть, например на негра или китайца, придется приобрести специально созданные фигуры.

Компаний, занимающихся их изготовлением, несколько, в Internet их несложно найти. Самой известной, пожалуй, является фирма Zygote (www.zygote.com), с которой плодотворно сотрудничает MetaCreations. Кстати, Poser 4 рассчитан на активную работу с Internet, поэтому в меню имеется пункт со ссылками на соответствующие ресурсы Сети.

С программой поставляются и две небольшие библиотеки одежды - еще одна ее новая функция: каждую фигуру можно нарядить по собственному усмотрению. Одевать героев лучше по окончании процесса установки позы, хотя, выбрав деталь туалета, в любой момент времени ее можно соотнести с основной фигурой. Анимация одежды происходит автоматически, но если пользователь предварительно изменял параметры фигуры, потребуется и подгонка одежды. Она осуществляется так же, как и управление самой фигурой. В Poser все объекты равноправны, поэтому наличие фигуры вовсе необязательно: любой предмет одежды может самостоятельно ходить или танцевать, как в фильме "Человек-невидимка".

Еще в предыдущей версии, кроме людей, Poser оперировал и с животными. Теперь в мини-зоопарке появились новые обитатели: волк, лев и лягушка. С ними можно проделывать те же манипуляции, что и с человеческими фигурами. Небывалое поле деятельности открывается у идейных последователей доктора Франкенштейна, с детства экспериментировавших с обитателями дворовой фауны: части одних фигур можно заменять другими, причем они вполне нормально сочетаются друг с другом - программа автоматически выполняет сглаживание.

Ну, а если вы являетесь поклонником научной фантастики, то в ваше распоряжение поступают три полностью экипированные робота.

Для людей, испытывающих непреодолимую ностальгию по третьей версии программы, предусмотрено наличие в библиотеке фигур и из второй, и из третьей версий программы. А в дополнительной библиотеке - скелеты, манекены, лица и руки.

Последние рекомендуется использовать при реализации сложных проектов: достаточно создать требуемые позы или выражения, записать их в собственную библиотеку, а затем только назначать фигурам. Это избавляет не только от риска сдвинуть фигуру в целом, но и от многочисленных масштабирований и переключений между камерами.

Библиотека поз тоже существенно пополнилась, и теперь она имеет еще больше разделов, среди которых спортивные сюжеты, копии известных статуй и позы животных. Там же располагаются заготовки из модуля Walk Designer (в том числе и из предыдущей версии программы).

К сожалению, наборы выражений лица и кисти рук не изменились, чего нельзя сказать о прическах (наконец-то появилась возможность создавать кучерявых персонажей) и дополнительных объектах (вместо малопригодных шаров и тростей, предлагается несколько головных уборов). Наверное, многие из вас обратили внимание на рекламу танцевальной вечеринки "В джангле только девушки" в одном из ночных клубов, которая была стильно украшена изображениями трех веселых физиономий, созданных с помощью Poser-а. Умело подобранное выражение лиц и освещение действительно привлекали внимание и создавали определенный шарм стандартному, в общем-то, рекламному объявлению.

По непонятной причине в библиотеке одежды оказались два чудесных парика с управляемыми развевающимися волосами. И вновь вынужден констатировать, что, к моему сожалению, наборы эффектов освещения и камер не пополнились оригинальными образцами, поэтому пользователи по-прежнему вынуждены конструировать их сами.

Непосредственная работа с фигурами не претерпела изменений, поэтому тем, кто уже имеет опыт, переучиваться не придется. Появился лишь инструмент, позволяющий группировать объекты и работать с их материалами. Используется он для нескольких целей: от создания новых фигур до прецизионной работы с уже имеющимися. В частности, выбрав несколько полигонов, их можно сгруппировать и назначить им отличный от всей фигуры материал. Или применить только к ним одну из встроенных деформаций (на этой функции мы еще остановимся).

Приятно заметить, что рендеринг в новой версии значительно усовершенствован. Это касается и работы с материалами, и, выражаясь киноязыком, "пост-обработки", хотя алгоритм по-прежнему не использует трассировку лучей. Наконец-то в Poser, кроме уже имевшихся текстуры и карты высот, появились карты прозрачности и отражений. Это обычные растровые файлы, и их использование практически не увеличивает время рендеринга (если они небольшие по размерам).

Вторая новинка - возможность создать набросок, имитирующий натуральные средства рисования. Используя наработки приобретенной компании Fractal Design и собственные идеи, MetaCreations добавила в Poser еще один модуль. После того как сцена сформирована, можно выполнить рендеринг как в обычном стиле, так и в виде рисунка, причем программа строит его, основываясь на заданных пользователем параметрах инструмента, типа штриха, его длины, а также на соотношении цветов и объектов различной яркости в сцене. При всем богатстве выбора реально можно использовать два-три предварительно установленных значения или до умопомрачения экспериментировать. К сожалению, набросок нельзя отрендерить в дополнительное окно, а значит, его размеры ограничены. Впрочем, для анимации этот факт значения не имеет, ведь даже профессиональное телевещание не использует картинки размером более 768 x 576 пикселов.

Для взаимодействия с другими приложениями Poser позволяет экспортировать файлы основных 3D-форматов. Вместе с тем весьма интересной представляется функция экспорта в Internet-базированный формат MetaStream, который продвигается компанией MetaCreations на роль ведущего для отображения интерактивной текстурированной 3D-графики в Сети. Пока для его просмотра требуется загрузить и установить дополнительный модуль к браузеру, но MetaStream уже входит в поставку Windows 98 Second Edition в качестве стандартного компонента. На сайте MetaCreations (www.metacreations.com) в этом стандарте размещена анимационное изображение лицензионной коробки Poser.

Poser 4 позволяет импортировать звуковые файлы (в формате WAV) для включения их в анимационные ролики. Синхронизация с движениями фигуры осуществляется вручную, для чего в палитре анимации имеется специальный инструмент. Звук отображается в графическом виде, принятом в большинстве редакторов. Для удобства работы необходимо выполнить предварительный рендеринг, а затем записывать звуковой файл, по продолжительности соответствующий ролику. Многократно прослушивая и просматривая их, пользователь перемещает метки ключевых кадров, достигая желаемого эффекта. Пока разговор не идет об автоматическом озвучивании персонажа (даже на английском языке), хотя с теоретической точки зрения это уже не представляет особой проблемы.

Ну, а теперь вернемся к возможностям управления фигурами, которые предлагает новая версия. Прежде всего пользователи оценят функции вырезания, копирования и вставки, позволяющие упростить работу, которые можно применять к фигурам в целом, их частям, а также объектам, легко перенося позы и параметры анимации с одного на другой.

Очень полезная новинка - встроенные средства деформации. Их два - магнит и волна. Как понятно из названия, магнит притягивает определенные полигоны фигуры или объекта. Если деформация должна быть точечной, применяется инструмент группировки. Пользователь имеет возможность управлять параметрами магнита точно так же, как и любого другого объекта. Для удобства отображается и сам магнит в его школьном подковообразном облике. После того как требуемая деформация выполнила отображение, лучше отключить его через меню, поскольку оно мешает работе. Естественно, деформации анимируются по ключевым кадрам.

Второй инструмент - волна - весьма сложен для понимания, так как имеет множество параметров. В основном он применяется для придания более натурального вида одежде (создает складки) и незаменим для анимации. Можно поэкспериментировать и с прическами, однако важно не указывать слишком больших значений параметров, поскольку они потеряют естественный вид. Есть несколько способов взаимодействия волны с фигурой, их указывают в меню, доступное после ее выбора и двойного нажатия на правую кнопку мыши.

В Poser 3 была возможность добавлять точки деформации к частям фигуры. Это делалось вручную с помощью редактора трехмерной графики, например Ray Dream Studio или ему подобного. Суть метода проста: необходимо выделить одну или несколько опорных точек сетки и переместить их в пространстве на требуемую позицию. При этом создается файл, загружаемый в Poser. Недостатки очевидны: требуется еще одна программа (кстати, недешевая), результаты видны только по окончании процедуры импорта, в случае ошибки операцию редактирования придется повторять снова. А если количество опорных точек изменится, Poser вовсе откажется понимать такой файл. В новой версии точки деформации уже встроены в некоторые фигуры, а их параметрами можно управлять непосредственно из программы. Это позволило создать две библиотеки "национальных характеров" (мужских и женских), а пользователь получил в свое распоряжение мощный инструмент придания фигурам индивидуальности. Конечно, это только первый шаг. Например, хотелось бы получить возможность загружать фотографии реального человека (анфас и профиль) и использовать их в качестве шаблона.

К сожалению, в каждой бочке меда должна быть и ложка дегтя, и новая версия не свободна от недостатков. Она стабильно работает, но в процессе экспериментов иногда полностью "вешает" компьютер, что требует полной перезагрузки. Хотя качество фигур выросло, по-прежнему имеются проблемы с сочленениями частей, особенно в крайних позициях. Колени и локти вызывают нарекания, хотя в Internet и была опубликована информация от разработчиков о том, что они пытаются добавить дополнительные элементы.

Говоря по правде, компания MetaCreations занимает несколько странную позицию. Так, пользователи, установившие с сервера обновление с версии 3 до 3.01, кроме устранения найденных ошибок, получили новые: в частности, при использовании фигур в Bryce 3D приходилось поворачивать текстуру на 180° относительно оси Х, хотя нигде об этом не было сказано ни слова... Так что, если при работе возникают проблемы, попробуйте изменить несколько параметров, повращать или импортировать снова: авось получится. И читайте то, что пишут пользователи, например, на сервере тематического компьютерного форума по адресу www.poserforum.com.

Автор: Андрей Золотарь · Добавлена: 2002-08-26
Просмотров: 8652 · Рейтинг: 3.9

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела
Flash
Apache
WWW
PhotoShop
Веб-дизайн
Раскрутка и реклама
Базы данных
3D графика
Хостинг
Истории веб-мастеров
Web-технологии
Сетевая безопасность
Программирование для Web
Операционные системы

Новые статьи
Лучшие статьи
Популярные статьи
Комментируемые статьи
Разделы сайта
Скрипты
Статьи
Шрифты
Флэш исходники
HTML шаблоны
Партнерки
Клипарты
Смайлы
Фоны
Гифы
Иконки
Опрос сайта
Есть ли у вас свой сайт?
Всего ответов: 141619
Наша кнопка
WoWeb.ru - портал для веб-мастера